Движение за счет кинетической энергии маховика. Диски высокой энергии: маховичный накопитель Маховик аккумулятор накопитель энергии чертеж

Движение за счет кинетической энергии маховика. Диски высокой энергии: маховичный накопитель Маховик аккумулятор накопитель энергии чертеж

Значит вентильный двигатель предлагаете (на постоянных магнитах). У него в катушках статора (как и в металлической опоре ) будет наводится переменное напряжение всегда - при раскрутке, и при торможнии - получим момент сопротивления, зависящий от оборотов.

Во-первых, смотря какой вентильный.

Вентильные реактивные электродвигатели делают без постоянных магнитов - http://en.wikipedia.org/wiki/Switched_reluctance_motor

Во-вторых, сопротивление будет только тогда, когда на концах катушек будет нагрузка, без нее сопротивлению откуда же взяться?

магнитные подшипники можно заказать - стоят они не так дорого. Причем если диск будет вращатся в горизонтальной плоскости, то нужно будет только ОДИН хороший магнитный подшипник, на который придется вес маховика и один маленький, стабилизирующий второй конец ротора.
Возможно выведение вала из вакуумной камеры через вакуумный запор с магнитной жидкостью. Она свободно продаётся, хотя неприлично стоит, (800р за 10 мл), а можно и изготовить её самостоятельно, был рецепт в Химии и Жизни.

Можете купить и дешевле, здесь, например - http://www.amcub.ru/index.php?option=com_content&view=category&layout=blog&id=5&Itemid=10

Сегодня имел телефонный разговор с Н. В. Гулиа на счет применения маховичных накопителей.
Итог таков- у нас в России никто их не выпускает, долго сохранять энергию в маховике весьма проблематично и поэтому дорого, разрушение маховика очень опасно, изготовление маховика хлопотное занятие и т. п.
Поэтому придется искать другие накопители.

Что-то тут не так.

В книжках Гулиа пишет одно, а по телефону говорит другое. Он же сам писал, что если выполнить маховик в виде лент, то разрыв будет безопасен.

Хлопотное занятие? Может быть, а изготовление, например, АКБ или ионисторов менее хлопотное? Сомневаюсь.

Долго сохранять энергию проблематично? Может быть, но для целого ряда применений потери в 1...2% за час приемлемы.

Мой знакомый рассказывал про попытку разработать в России стационарный маховичный накопитель.
Нужны были вложения около 0,3 млн долл.
Таких денег не нашли и забили на это дело.
Однако этот накопитель был бы для больших энергий и грамотно сделанный (магнитный подвес, вакуум, электронное управление и т. п).
Цена же небольшого накопителя для частника, порядка 2 Мдж, обошлась бы примерно в 3 тыс. долл.

Если уж приводите конкретные суммы, то может приведете детализацию?

Что почем и где нужно купить для сборки этих накопителей?

Вот скажите мне: какая религия мешает товарищу Гулиа производить стационарные маховики способные удержать ну положим 20 киловатт-часов в течение пары суток? Вот сколько такой агрегат может стоить?
Неужели сильно дороже аккумуляторов?

Тоже задаюсь таким вопросом. Ведь для стационарного накопления можно было бы делать тяжелые габаритные маховики с не очень большими оборотами на основе доступных материалов, но и по доступным ценам.

Двухроторный тяни-толкай

лы подъемного крана, экскаватора и т. д.), соединенных шатуном. Если разогнать правый маховик, то левый (положение «а») начнет плавно разгоняться и достигнет (положение «б») максимальной частоты вращения. Правый маховик в этот момент, отдав всю кинетическую энергию, остановится. Вращаясь дальше, левый маховик разгонит правый (положение «в»), и тот, остановившись, запустит левый (положение «г»). То есть, как вы догадались, следующим будет положение «а», и процесс повторится еще и еще раз.

На модели разгон и торможение маховиков даже после легкого толчка повторялись десятки раз. Это свидетельство высокого к.п.д. рекуперации.

Скоро мы сообразили, что подобным способом можно рекуперировать энергию и возвратно-поступательных движений. Для проверки изготовили тележку (см. фото) с рейкой и зубчатой передачей, преобразующей поступательное движение во вращательное (качательное). Здесь был только один настоящий маховик, роль второго играл кривошип, соединенный зубчатым колесом с зубчатой рейкой. При ударе о стенку тележка отскакивала, ударялась о противоположную стенку, вновь отскакивала, другими слова-

Схема и основные рабочие фазы махо-вичного рекуператора энергии.

Нурбей ГУЛИА,

профессор, доктор технических наук

Напомним аксиому - чем производительнее робот, тем быстрее совершают возвратно-поступательные и качательные движения его рабочие органы, тем больше энергии он пожирает. И если бы для дела! Ведь почти вся она при обязательных остановках рабочих органов должна погашаться, переводиться в тормозах в бесполезное тепло.

К решению извечной проблемы оригинальный подход наметили в Институте машиноведения АН СССР. Под руководством доктора технических наук А. И. Корендясе-ва там разработали так называемые вибророботы. В них при торможении энергию поглощают пружины, которые затем, распрямляясь, отдают ее на перемещение рабочих органов. Такая рекуперация энергии примерно на порядок уменьшает ее расход и соответственно энергетические потребности.

Но мы уверены, что вполне реальна еще более высокая степень рекуперации. Я начал заниматься рекуперацией кинетической энергии при торможении автомобилей еще в 60-е годы, писал об этом в «ТМ» (см. № 11 за 1972 год). Энергии в движущемся автомобиле предостаточно, но если накапливать ее в пружине, то масса такого аккумулятора окажется не меньше массы самого автомобиля. Да и не так уж много энергии вбирает пружина. Маховики тут намного выгоднее. Мы рассчитали, скажем, что если изготовить из одного материала, например стальной проволоки, маховик и пружину, то для накопления равной энергии масса маховика будет в тысячи раз меньше, чем пружины. Витые из проволок, лент, органических волокон маховики (их именуют супермаховиками), кроме высокой энергоемкости, обладают весьма ценным преимуществом - им не грозит случайный выход из строя.

Различна и физика накопления энергии в пружинах и маховиках.

Если читателя заинтересует это и он захочет узнать об устройстве пружинных и маховнчных накопителей энергии, советую обратиться к моим статьям «Накопители упругой энергии» («ТМ» № 6 за 1974 год) и «Первый круг маховика» («ТМ» № 6 за 1973 год).

Разрабатывая маховичные рекуператоры высокой энергоемкости, мы в первую очередь думали об автомобилях. Но, когда одна из конструкций, придуманная совместно с моим студентом (теперь уже старшим научным сотрудником, кандидатом технических наук) И. Д. Юдовским, была изготовлена и опробована, нам вспомнились экскаваторы, манипуляторы и роботы, одним словом, машины, совершающие быстрые повороты, качательные и возвратно-поступательные движения.

В этом рекуператоре было два маховика (один довольно точно имитировал движение рабочего органа робота или манипулятора, стре

Размещено 04.03.2013

Найти способ получения электрической энергии в загородном доме, расположенном вдали от линий электропередач, не сложно. Намного труднее сохранить ее, накопить впрок и использовать при необходимости. В настоящее время самым распространенным способом накопления электрической энергии с последующим применением является обычный аккумулятор, срок годности которого не превышает двух лет. Бесспорно, созданная автономная электросеть в загородном доме, основанная на применении аккумулятора или целой батареи этих устройств, является настоящим спасением для того, кто решил поселиться ближе к природе.


Но так уж устроен человек, что любыми достижениями он довольствуется недолго, а затем начинает искать новые пути решения проблемы, более экономичные, удобные и выгодные.


Одним из устройств, которые можно использовать в качестве аккумулятора энергии, является .


О чем идет речь


Маховик представляет собой массивное вращающееся колесо, используемое в качестве накопителя энергии. Самый простой пример маховика можно рассмотреть при игре с детской инерционной машинкой, движущейся, как в сказке, совершенно самостоятельно. Ее колеса приводятся в движение именно тем самым маховиком, использующим неравномерное поступление энергии. Другими словами, маховик аккумулирует энергию, когда ее приход больше, чем расход, и отдает ее, когда поступление энергии сокращается или прекращается совсем.


Вспомните, машинку перед запуском нужно резко провести несколько раз колесами по полу, для того, чтобы маховик сделал запас кинетической энергии. При этом маховику передается энергия привода, превышающая в тот момент расход энергии. (в качестве привода выступает играющий ребенок). Если затем машинку поставить на ровную поверхность и не препятствовать ее движению, она может проехать немалое расстояние.


Идея использовать принцип этого устройства вызывала интерес с момента появления вопроса о накоплении энергии впрок. Но серьезным препятствием на пути широкого применения маховиков стало небольшое количество накапливаемой энергии, а также слишком малый КПД устройства.


Немного истории


Первые серьезные результаты в этом направлении были получены в середине прошлого столетия профессором Гулиа Н.В., предложившим совершенно новый тип маховика, позволяющего накапливать количество энергии, достаточное для использования в дальнейшем. Он предложил использовать в качестве маховика не привычный диск, а сердечник с намотанной на него очень тонкой металлической проволокой.


Повысить КПД и уменьшить потери энергии на трение удалось после помещения этого устройства в вакуум. В дальнейшем стальная проволока была заменена на пластиковую ленту, прочную и тонкую. В ходе опытов было установлено, что такой маховик может накопить достаточно большое количество энергии, отнесенной к единице веса данного устройства.


Проведем несложные расчеты, основанные на знании курса физики средней школы.


Запас энергии маховика может быть найден по формуле:



o I - момент инерции вращающегося тела

o ὡ - угловая скорость вращения


Для простых форм маховика, известны конечные выражения момента инерции


Для полого цилиндра:



m - масса полого цилиндра;

r - наружный радиус цилиндра

r0 - внутренний радиус цилиндра


Для тонкостенного цилиндра, внутренним радиусом которого можно пренебречь



Заменив в формуле для полого цилиндра, угловую скорость - на частоту вращения - S по формуле


получим


Запас накопленной маховиком энергии зависит от предельной скорости его вращения.

Проведя подсчеты, получим, что предельно допустимая линейная скорость составит 200 м/с, тогда

Тогда Emax = 0.5 I w2max = 0.25 p r R2 H V2max = 0.25 M V2max

Удельная энергия составит: Emax /M = 0.25 V2max

Где p плотность стали.

Еще одним ограничением в работе маховика является прочность используемого материала.

Профессор Гулиа видел перспективу использования маховиков для накопителя энергии на транспорте. Вопросы аккумуляции энергии и хранения ее им не рассматривались, вероятно, по той причине, что в то время вопрос альтернативной энергетики не был столь актуальным, как сегодня.


Современные маховики


Идея аккумуляции энергии с помощью маховиков получила свое развитие уже в этом столетии. Ярким примером может служить строительство комплекса, с использованием маховиков, рассчитанных на подключение с электрическим сетям, в Америке компанией «Beacon Power». Они сделаны из композитных материалов, имеющих огромное количество слоев и способных выдерживать высокие механические нагрузки. Скорость вращения маховика может достигать 22000 оборотов в минуту. Расположен такой маховик в вакууме на специальных электромагнитных подвесках.


Маховик раскручивается при наличии неиспользуемой энергии, получаемой от ветрогенераторов и солнечных батарей, накапливая ее. Затем, когда поступление энергии прекращается, он передает энергию генератору, вырабатывающему электричество.


Разработчики считают это устройство перспективным и пророчат ему большое будущее.

Обсудить на форуме



Если позволите каплю эмоций, я не перестаю удивляться, какие страсти разгораются каждый раз, когда разговор в этой колонке заходит о «чистой энергии». Накал прошлонедельной дискуссии об эффективности солнечных батарей (см. « ») оказался таким, что, посмотрев со стороны, можно подумать, будто обсуждают большую политику или как минимум сравнивают операционные системы! И лично для меня это лучшее доказательство того, что тема только кажется отработанной и устоявшейся, а на самом деле даже по элементарным вроде бы вопросам (вроде практической пригодности солнечных батарей в облачную погоду) существуют диаметрально противоположные точки зрения. Так что если у вас есть чем крыть, есть цифры, а тем более личный опыт, очень прошу поучаствовать в новой дискуссии. Потому что сегодня я рискну продолжить начатый в две прошедших недели разговор. Ведь энергию Солнца или ветра мало получить, её мало распределить по потребителям, её ещё жизненно важно научиться накапливать!

В самом деле, что проку от той же трёхкиловаттной икеевской солнечной электростанции, занимающей крышу частного дома, если она, способная с избытком удовлетворить потребности целого домохозяйства, работает только в светлое время суток? Идеально было бы накапливать остающийся во время генерации излишек («скушать» три киловатта - не шутка, мало какой бытовой прибор поглощает даже киловатт, и работают такие приборы, как правило, недолго: проточный нагреватель воды, духовка… У меня, правда, греет дом полуторакиловаттный биткойновый риг, но это редкость, согласитесь) и отдавать его по мере надобности ночью. Что ж, предположим, на ночь и сумерки, занимающие, скажем, 18 часов, дому нужны те же самые три киловатта. Значит, бытовой накопитель электроэнергии должен запасти, грубо, 54 киловатт-часа. Много это или мало?

Нормально. И решение этой проблемы «в лоб», установкой электрического аккумулятора приемлемых габаритов и эксплуатационных свойств, то есть литий-ионного, уже возможно. Больше того, выпускаются серийные образцы аккумуляторных батарей именно такой ёмкости: это батареи электромобилей – к примеру, знакомого вам Model S от Tesla Motors, базовая комплектация которого включает батарею с ёмкостью 60 кВт ч. Одна проблема: стоит такое решение 10 тысяч американских долларов, то есть дороже всей солнечной электростанции от той же IKEA. И ценам Элона Маска можно верить: они хоть и собирают свои батареи из чужих элементов (основу производит Panasonic), но используют их не только в автомобилях, а и на бытовых солнечных электростанциях, устанавливаемых компанией Solar City ( , входит в число крупнейших установщиков солнечных батарей в США). Поскольку спроса на такие батареи, естественно, нет, Solar City пока ограничивается установкой сравнительно небольших аккумуляторов, способных поддержать базовые электропотребности среднего дома лишь на время кратковременных перебоев энергоснабжения.

Но это ещё не все плохие новости. Цифра, которую мы получили выше, можно сказать, обывательская. А профессионалы говорят так: запас энергии в доме должен быть минимум на три (облачных) дня, а лучше – на пять (тогда аккумуляторы прослужат дольше)! Так что в существующем виде электрические аккумуляторы неприемлемы даже для домашних нужд, не говоря уже о мощных электростанциях. Но как же быть? И как выкручиваются проектировщики больших энергогенерирующих объектов?

Чтобы ответить на этот вопрос, достаточно посмотреть на вводимые в строй суперсовременные «чистые» электростанции. Скажем, на стартовавшую на днях в Штатах станцию Solana - занимающую площадь в несколько квадратных километров и самую мощную на планете (280 МВт, 70 тысяч среднестатистических домохозяйств). Так вот: никакого нанотеха, никаких чудес электрохимии. Всё просто: часть собранного солнечного тепла пускают на нагрев здоровенного резервуара с расплавом соли (некоторые соли, скажем, глауберова, твёрдые в охлаждённом состоянии, переходят в жидкую форму при нагревании), и ночью возвращаемое солью тепло нагревает воду до пара и крутит турбину. И вот это решение (точнее, его масштабы) называют «поворотной точкой для солнечной энергетики»! Вот он, пик чистых технологий XXI века: солевая грелка за два миллиарда долларов!


Это и смешно, и грустно одновременно. Смешно - потому что в задаче аккумуляции энергии мы никак не уйдём от технологий столетней давности. Грустно - потому что решение этой задачи, насколько мне известно, существует давно, а честь открытия и разработки принадлежит нашему соотечественнику. Называется оно странным словом «супермаховик».

Должен предупредить сразу: описывая это творение инженерной мысли, я не могу быть абсолютно объективным. Потому что книга про супермаховик попала в мои руки, когда мне было что-то около десяти лет, и стала одним из кирпичиков, на которых и сформировалось моя любовь к технике. Поэтому ещё раз повторю, что буду рад любым доводам и аргументам. Но - к сути. В далёком 1986 году издательство «Детская литература» (!) выпустило книгу советского изобретателя Нурбея Гулиа «В поисках “энергетической капсулы”» (её копия, как раритетного издания, есть в Сети). С юмором и очень просто Гулиа описывает в ней своё становление инженера (так решили его знакомые: мол, если других талантов нет, дорога одна!) и выход на задачу, которая стала главной в его жизни. Это задача аккумуляции энергии - уже тогда, тридцать лет назад, стоявшая в полный рост. Перебрав механические, термические, электрические, химические решения, заглянув в то, что вскоре станет нанотехнологиями, Гулиа отверг их все по тем или иным причинам - и остановился на идее, известной с древности: массивном вращающемся теле, маховике.

Мы находим маховик везде, от гончарного круга и примитивных водяных насосов до транспортных средств XX века и космических гироскопов. Как аккумулятор энергии он замечателен тем, что его можно быстро разогнать («зарядить») и быстро же остановить (получив значительную мощность «на выходе»). Одна проблема: энергоёмкость его недостаточна, чтобы претендовать на роль универсальной «энергетической капсулы». Плотность запасаемой энергии необходимо увеличить хотя бы в сотню раз. Но как это сделать? Увеличим скорость - маховик разорвёт и запасённая энергия причинит страшные разрушения. Наращивать габариты тоже не всегда возможно. Пропуская многолетний, интереснейший пласт исследований и размышлений (очень рекомендую книгу, читается и сегодня совершенно современно!), собственно вклад Гулиа можно свести к следующему: он предложил делать маховик не монолитным, а навивать - например, из стального троса или ленты. Возрастает прочность, низводятся до ничтожных последствия разрыва, а энергоёмкость даже самодельных образцов превышает параметры промышленных разработок. Эту конструкцию он и назвал супермаховиком (и запатентовал один из первых вариантов ещё в 1964-м).

Прорабатывая идею, он пришёл к мысли навивать маховик из графитового волокна (не забывайте, что фуллерены тогда только получили, а о графене и речи не шло), а то и более экзотических материалов вроде азота. Но даже 20-килограммовый супермаховик из углеродных волокон, технически возможный уже тогда, тридцать лет назад, был способен запасти энергию, достаточную для передвижения легкового автомобиля на 500 километров, со средней стоимостью стокилометрового броска в 60 американских центов.


В случае с супермаховиками нет смысла возиться со сравнительными оценками - будь то запасаемая на единицу массы энергия или эксплуатационные характеристики: теоретически они превосходят все имеющиеся альтернативные решения. И области применения напрашивались сами собой. Помещённый в вакуум, на магнитной подвеске, с КПД выше 90%, выдерживающий невообразимое число циклов заряда-разряда, способный работать в широчайших диапазонах температур, супермаховик способен вращаться годами и обещал фантастические вещи: автомобиль от одной зарядки мог бы бегать тысячи километров, а то и весь срок службы, электростанция с упрятанным в фундамент многосотметровым супермаховиком запасала бы энергию, достаточную для освещения всей Земли, и так далее, и так далее. Но вот вопрос: прошло тридцать лет, почему мы же не видим супермаховиков вокруг себя?

Сказать по правде, я не знаю ответа. Технические сложности? Да, и конструкция супермаховика, и плавный отбор энергии - задачи с большой буквы, но они вроде бы решены. Время от времени слышно о мелких, узконишевых применениях. Но именно там, где на него возлагались главные надежды - в энергетике и автомобилестроении - супермаховик массового применения не нашёл. Пару лет назад американская компания Beacon Power ввела в строй небольшую супермаховичную энергоаккумулирующую станцию под Нью-Йорком, но сегодня о проекте ничего не слышно, а сама компания перебивается с хлеба на воду.

Нурбей Гулиа по-прежнему работает над совершенствованием своего детища и год назад отметился сообщением о возможности постройки графенового супермаховика (с расчётной удельной энергоёмкостью 1,2 кВт*ч/кг, то есть на порядок выше литий-ионных аккумуляторов). Но, если я правильно понимаю, коммерческого успеха он добился с другой своей разработкой (супервариатором, оригинальной механической передачей), а вот супермаховик почему-то остаётся под знаком вопроса.

P. S. Я попросил Нурбея Владимировича поучаствовать в дискуссии (хоть надежда, сами понимаете, слабая: на личном сайте его натурально одолевают поклонники).

Методические указания к курсовому проекту

по теории механизмов и машин

для студентов всех форм обучения

Н.Новгород 2005

Составители: Б.Ф.Балеев, А.Н.Гущин

УДК 621.01/075/

Расчет маховика: Методические указания к курсовому проекту по теории механизмов и машин для студентов всех форм обучения / НГТУ; Сост.: Б.Ф.Балеев, А.Н.Гущин. – Н.Новгород, 2005. с.

Научный редактор А.Ю.Панов

©Нижегородский государственный

технический университет, 2005

1.Теоретическая часть

Расчёт маховика заключается в определении его момента инер­ции при заданном коэффициенте неравномерности движения ме­ханиз­маи средней угловой скорости ведущего звена
.

Различают три периода движения механизма: разбег, уста­новив­шееся движение, выбег (рис.1). Часто представляет инте­рес период ус­тановившегося движения, в котором положения, скорости и уско­рения звеньев механизма периодически повто­ряются, поэтому доста­точно изучить его движения в течение цикла
.

Для упрощения расчётов механизм заменяют динамиче­ской моделью – звеном, к которому приводятся массы и мо­менты инерции масс всех звеньев, а также силы и моменты сил, дей­ствующие на ме­ха­низм. Это звено называется звеном при­веде­ния. В результате по­лучают схему, изображённую на рис.2, где
- приведённый момент инер­ции,
и
- при­ведённые моменты движу­щих сил и сил сопротивления. Ясно, что
,
и
за­висят от по­ложения меха­низма, которое в свою очередь определяется положе­нием ве­дущего звена, например, координатойпри одной степени под­вижности механизма. В большинстве случаев в качестве звена при­ве­дения принимают ведущее звено механизма.

Из условий эквивалентности динамической модели и меха­низма (равенства их кинетических энергий) определяется приведён­ный момент инерции механизма. Этим моментом инерции обла­дает звено приведения в рассматриваемом поло­жении механизма:

,

где - момент инерции самого звена приведения;

- приведённые к звену 1 моменты инерции звеньев, незави-

сящие от положения механизма;

- угловая скорость звена приведения, с -1 ;

- масса i-го звена (кг) и скорость его центра масс, мс -1 ;

- момент инерции массы относительно центра тяжести

(кгм 2) и угловая скорость i-го звена (с -1).

Удобно выразить угловые и линейные скорости через длины век­торов планов скоростей. Если приведение выполня­ется к ведущему звену ОА, тогда

;
;
,

где
- длина вектора скорости центра массi-го звена, мм;

- угловая скорость i-го звена, с -1 ;

- длина вектора относительной скорости точек K и N, мм;

- длина звена KN, мм;

- длина вектора скорости точки А, мм;

- истинная длина звена ОА, мм;

- масштаб плана скоростей, мс -1 /мм.

Теперь выражение для приведённого момента инерции можно запи­сать следующим образом:

,

Вычислив для ряда последовательных положений механизма за один цикл его движения, строят график
(рис.3).

Приведение сил и моментов сил, действующих на механизм, осу­ществляется также при условии эквивалентности динамической мо­дели и механизма, а именно: сумма работ сил и моментов на возможных переме­щениях системы равна работе приведённого момента
также на воз­можном перемещении звена приведения. От этого условия переходят к равенству соответствующих мощностей и определяют
:


,

где
- приведённый момент, приложенный к звену приведения, Нм;

- сила, приложенная к i-ой точке (Н) и скорость этой точки, мс -1 ;

- угол между направлениями силы и скорости;

- момент, приложенный к i-му звену, Нм;

- угловая скорость звена приведения, с -1 .

Приведённые моменты вычисляют методом, изложенным в си­ло­вом анализе. При этом силы инерции и моменты сил инерции звеньев учитывать не нужно, так как рассматривается безмассовый скелет меха­низма со всеми приложенными к нему нагрузками. Массы звеньев уже уч­тены при определении приведённого момента инерции
.

Приведённым моментом
может быть как момент сил сопро­тив­ления, так и движущий момент. Если рассматривается рабочая ма­шина, то для упрощения расчётов часто принимают движущий момент
постоянным, а приведённый момент сопротивления
находится выше­указанным способом. При расчёте машины-двигателя вычисляется приве­дённый движущий момент, а момент сопротивления для простоты может быть принят постоянным.

Вычислив
для ряда последовательных положений механизма за один цикл его движения, строят график
(рис.4).

Теперь для расчётов можно использовать схему механизма, изо­бражённую на рис.2. Связь между угловой скоростью звена приведе­ния
, его моментом инерции и кинетической энергиейвыражается из­вестной зависимостью

,

отсюда может быть найдена скорость звена приведения ω П :


,
.

Кинетическая энергия механизма Т не остаётся постоянной в тече­ние цикла по причине несоответствия законов изменения движу­щего мо­мента
и момента сил сопротивления
, а также вследст­вие непостоянства приведённого момента инерции
. По­этому ско­рость звена приведения также будет постоянной.

Энергия, подводимая к механизму и потребляемая им, в каждый момент времени не равны между собой (рис.8). Их равенство возможно лишь при установившемся движении за время цикла (внутри цикла ра­вен­ства нет).

Для исследования неравномерности движения звена приведения определяется «избыточная» энергия механизма в течение цикла его дви­жения, которая представляет собой разность работ движущих сил и сил

сопротивления. С этой целью графически интегрируют зависимость
и строят диаграмму работ
приведённого момента (рис.5).

Если рассматривается рабочая машина (
); тогда для упро­щения расчётов следует принять величину движущего момента посто­ян­ной (рис.6). Диаграмма работы движущего момента
изобра­зится прямой линией (рис.7). Это не особенно противоречит действи­тельности, так как в идеальном случае скорость звена приведения должна быть по­стоянной, что требует постоянства движущего момента
, поскольку
. В ином случае необходимо иметь закон изме­нения движу­щего момента за цикл.

Вследствие того, что приращение энергии за цикл движения меха­низма не происходит, работа сил сопротивления должна быть равна работе движущих сил (рис.8). Это требует равенства площадей графи­ков
и
(рис.4 и 6) в пределах цикла
, что в свою оче­редь требует равенства ординат графиков работ
и
в конце цикла. «Избыточная» энергия (заштрихованная площадь на рис.8) пре­вращается в кинетическую энергию механизма и изменяет скорость его движения (рис.9). Теперь очевидно, что вместо «избыточной» ра­боты можно подставить изменение кинетической энергии механизма (рис.9), кото­рую для удобства вычислений делят на две части: 1) ки­нетическую энер­гию звеньев, 2) изменение кинетической энергии ма­ховика
:

∆Т = ∆Т М +Т З,

откуда ∆Т М = ∆Т-Т З.

Следует иметь в виду, что диаграмма, изображённая на рис.9, с нача­лом координат в точке О 1 показывает не полное изменение энергии механизма, так как при вычислении работ внешних сил за цикл не учи­ты­вается начальное значение кинетической энергии
, которое опре­деля­ется начальными условиями, а они, как правило, неизвестны. Пол­ная энергия механизма изображалась бы тем же графиком, но с началом коор­динат в точкеO, то есть ось абсцисс сместилась бы на величину на­чаль­ного значения кинетической энергии. Далее будет показано, что ве­личину начальной энергии
для расчёта маховика знать не требуется.

Существуют три метода расчёта маховика.